Сегодняшнее богатство ассортимента строительных материалов, пригодных для изготовления ограждений, заборов и ворот, может поставить в тупик любого индивидуального застройщика. Но самым лучшим вариантом будет сделать забор и ворота из профнастила своими руками. Хотя, если быть абсолютно точным, то профнастил будет использован только как обшивка каркаса створок ворот. Профнастил или профильный лист — это обязательно оцинкованный, имеющий особую ребристую форму лист, которая придает ему жесткость при сгибании поперек ребра. Эти листы выпускают как просто оцинкованными, так и покрытыми полимерным материалом, что избавляет хозяина от необходимости красить ворота и забор после постройки и во все время их эксплуатации.
Если в семье есть машина, а сейчас она есть практически у всех, возникает необходимость устроить в заборе калитку гораздо больших размеров, как-то не хочется оставлять своего коня без присмотра. А если во дворе есть еще и индивидуальное стойло для него, то и там придется делать устройство для запирания. Устройство это известно всем давно, и называется оно ворота.
Ворота эти должны состоять из двух половинок и распахиваться на обе стороны. Именно поэтому они и называются «распашные ворота». Логика устройства двух створок вместо одной проста и понятна – чем уже будет полотно двери или ворот, тем меньше нагрузка на петли, и их вообще легче открывать. Для индивидуального застройщика, заинтересованного в том, чтобы все, что возможно, сделать своими руками, нет необходимости делать огромные ворота, в которые может проехать карьерный грузовик. Для проезда машины, даже грузовой, достаточно ширины ворот 4 метра, а высоты 2–2.5 метра. Именно такой размер позволяет при самостоятельной постройке ворот обойтись своими силами во всем, в крайнем случае привлечь соседа.
На маленьких садовых участках делать отдельно калитку и ворота как-то неразумно, на подобный альянс уйдет метров шесть – семь, а у дачника и так каждый сантиметр на счету. В этом случае гораздо лучше, если калитка и ворота объединены в одно целое.
Начать надо с устройства воротных столбов. Вариантов тут несколько – деревянный брус, сечением не менее 150 миллиметров на 150 миллиметров, цельное круглое бревно диаметром сантиметров двадцать в комле и железный прокат – швеллерная балка толщиной 14–16 миллиметров. Приведенные варианты это то самое, что под силу поднять одному–двум мужикам без применения кранового оборудования.
Глубина ям под воротные столбы должна быть равна трети высоты надземной части. Надземная часть столба должна быть на 50 сантиметров выше, чем само полотно створок. Это делается из того расчета, чтобы нижний край ворот был приподнят над землей на 20-30 сантиметров, и немного осталось сверху. Под столбы из дерева яма должна быть чуть-чуть шире, чем сам столб, чтобы ненарушенный слой грунта лучше держал. Такую яму лучше всего делать приставкой к трактору – «вертушкой» или ручным садовым буром.
На дно ямы насыпают немного гравия и тщательно его утрамбовывают, после этого туда надо налить некоторое количество строительного битума или гудрона. Весь столб, а особенно та его часть, что будет на уровне земли, надо обработать водорастворимыми антисептиками. Нижнюю часть можно обжечь на костре и завернуть в рубероид, после чего паяльной лампой прогреть лист рубероида, чтобы он приварился к дереву. А можно обработать горячим битумом.
В круглом бревне надо выбрать паз–четверть, для плотного прилегания створки ворот. После этого столб устанавливают в яму и, постоянно контролируя его вертикальность, подсыпают мелким гравием, непрерывно трамбуя его. После установки столб должен выстояться дня два, перед тем как на него навесят створки ворот. Для столба из швеллера надо копать яму метр на метр, засыпать ее дно гравием, утрамбовать и залить туда бетонный раствор. В качестве наполнителя вместо щебня или гравия можно использовать даже бой кирпича.
До полного застывания раствора может пройти месяц, все это время надо удерживать столб строго вертикально. Для ускорения и придания столбу из швеллера дополнительной устойчивости, к его нижней части можно приварить квадрат из стального листа толщиной не менее 3 миллиметров, размером 50 на 50 сантиметров. Створки ворот можно вешать, когда швеллер ощутимо крепко держится, особенно если его верхние концы соединены друг с другом. Швеллер должен быть повернут плоской стороной внутрь ворот.
Прежде всего, стоит определиться какой профильный лист стоит использовать для устройства ворот. Все профильные листы делятся на три группы: С, НС и Н. «С»- это стеновые профильные листы, на изготовление которых идет оцинкованный лист малой толщины и с невысокой высотой ребра, он легок и достаточно прочен. Именно лист этой марки наиболее пригоден для самостоятельной постройки ворот.
Дальше идут профильные листы марки «НС», это листы с большей высотой волны, большей толщиной листа. Они более тяжелые и прочные, буковка Н в марке обозначает «несущие». И, наконец, марка «Н» – «несущие». Это тяжелые профильные листы для изготовления железных ангаров и устройства кровель большой площади. Они чрезвычайно тяжелы и излишне прочны, использование профильных листов такой марки для ворот на даче или в гараже просто нецелесообразно. Для изготовления ворот в личном хозяйстве собственными силами подходят следующие виды профильного листа:
Стоит заметить, чтобы избежать операции резки профильного листа на своем участке, нужно сразу заказать всю партию профнастила и для забора и для створок ворот того размера, который вам требуется. Именно на стационарном оборудовании профильные листы режутся наиболее точно и с наименьшими повреждениями.
После того, как мы определились какой профильный лист будет использован для обшивки каркаса, стоит подумать о том, как этот каркас делать. Вариантов здесь два – деревянные брусья и железный прокат. Предпочтительнее использовать металлическую раму для ворот. Для этого есть ряд причин.
Первая – дерево, находящееся на улице, надо очень хорошо защитить от гниения, а места контакта его с металлической поверхностью профильного листа особенно. Вторая – любая металлическая деталь крепежа, в конце концов, разбивает дерево и крепеж ослабевает. Дерево стоит использовать при наличии хорошего бруса, без сучков и признаков загнивания и при стойком неприятии работы с железом – сварки, сверления и резки. Деревянный брус для распашных ворот лучше всего брать сечением 10 на 10 сантиметров, это самый оптимальный по прочности и весу вариант.
Отлично будет, если он перед собиранием рамы ворот пролежал год–другой в сарае под крышей. Для железной рамы ворот лучше всего использовать профилированную трубу, квадратного или прямоугольного сечения, например 40 на 20 миллиметров, с толщиной стенки 2 миллиметра. Такие размеры оптимальны для прочности и небольшого веса.
Чтобы собрать раму ворот, нужно использовать ровную площадку, достаточную для размещения одной створки. Лучше всего подойдет место прямо на месте въезда. На земле размечается прямоугольник по размеру створки. Для этого используется прием трех чисел 3, 4, 5. Забиваете колышек в вершину первого угла, с помощью обрезной доски или шнура размечаете первую линию. Отмечаете на ней 3 части. Неважно какого размера. Например, по 30 сантиметров.
После этого от вбитого колышка проводите еще одну линию, приблизительно под прямым углом. На ней отмечаете уже 4 части. Соединяете эти отметки на линиях. Если расстояние между ними 5 частей – угол прямой. Таким образом размечаете весь прямоугольник рамы по тем размерам, которые вам необходимы. После этого собирается рама.
Деревянные брусья запиливаются для соединениях на углах «в полдерева». После этого углы соединяют двумя деревянными шкантами, забив их в просверленные отверстия. Для придания жесткости углу, на него шурупами прикручиваются железные угольники с длиной стороны не менее 30 сантиметров. В одну сторону угольника должно быть закручено не менее трех шурупов.
При использовании достаточно мощного шуруповерта и шурупа с шестигранной головкой и кончиком в виде сверла, возможно и не понадобится сверлить отверстия предварительно. Но лучше перестраховаться и сделать их заранее. По длинной стороне створки делают две параллельные верхней и нижней стороне перемычки и так же закрепляют их угольниками. Расстояние между этими перемычками должно точно делить створку на три равные части. К ним будут прикручены, лучше всего болтами с потайными головками, петли ворот. По аналогичной схеме, но с применением сварочного инвертора, собирается рама створки из профильной трубы.
Если есть необходимость сделать калитку в створке ворот, то надо исходить из соображения, что ее ширина не должна быть менее 80 сантиметров, а высота 180. Для ее устройства в одной створке вместо поперечных перемычек на расстоянии 80 сантиметров от края делают продольную перемычку, параллельную длинной стороне. А на стороне, которая будет «верхом», соединяют ее перемычкой с длинной стороной, на расстоянии 180 сантиметров от нижнего края створки. Так образуется периметр калитки. В этом случае петли ворот надо крепить к нижней и верней кромке створок.
После того как рама собрана, ее прямо на месте обшивают профильным листом. Его ширина, как правило, 1100 миллиметров, а рабочая, с учетом перекрытия, 1000 миллиметров. Поэтому на створку ворот шириной 2 метра уйдет ровно два профильных листа. Профильный лист закрепляется шурупами с шестигранной головкой, и эти головки могут быть окрашены под цвет профлиста. Как правило, тон покрытия и тон цвета головок шурупов совпадает.
Из-за волнистой поверхности листа петли ворот на нем держаться будут плохо, поэтому их надо прикрутить к раме болтами, или приварить сразу после сборки рамы. Профлист прикручивается поверх петель. Петли должны быть использованы «гаражные», длиной не менее метра, чем толще материал, тем лучше. Но толщину менее 3 миллиметров лучше не использовать.
После того, как створки ворот обшиты профильным листом, в проеме ворот кладутся два-три обрезка бруса, чтобы сразу обозначить величину отступа от земли. Собранная створка весит не менее 50 килограмм, поэтому поднять ее одному очень сложно. Выйти из положения можно, соединив концы воротных столбов балкой и повесив на нее маленькую автомобильную лебедку. Постепенно подтянув створку, и поставив ее на подкладки надо закрепить концы петель на столбе.
К железному швеллеру они привариваются очень хорошо, но лучше перестраховаться и закрепить еще и одним болтом. Будет качественней, если этот болт пройдет через обе полочки швеллера. В деревянном брусе или столбе надо обязательно сверлить сквозные отверстия для длинных болтов, а под гайки на концах положить увеличенные шайбы, лучше не одну. После этого можно вынуть подкладки из-под створки и проверить, как она открывается.